11/23/2024

В преддверии концертного марафона в Шереметевском дворце – Музее музыки звезды этнического фестиваля «Музыки мира» рассказывают о себе всю подноготную. Участников прославленной башкирской этно-группы «Аргымак» звонок по скайпу застал в прекрасном настроении на пути домой с очередного концерта.

В преддверии концертного марафона в Шереметевском дворце – Музее музыки звезды этнического фестиваля «Музыки мира» рассказывают о себе всю подноготную. Участников прославленной башкирской этно-группы «Аргымак» звонок по скайпу застал в прекрасном настроении на пути домой с очередного концерта.

— Как все начиналось? Вряд ли почти десять лет назад Вы все проснулись с мыслью: «А почему бы не создать этно-рок группу с названием в честь породистого коня аргымака»?

Ринат Рамазанов, руководитель группы «Аргымак», солист, мастер горлового пения и игры на курае: В глубоком детстве все начиналось. Все мы – верующие люди. Наш народ сохранил древний эпос «Урал-батыр», близкий торе, библии, корану или ведам. Потом мы приняли ислам. А меня бабушка молитвам научила. Когда я стал задумываться, почему Бог мне в детстве вручил курай (национальную тростниковую флейту – прим.), а не пожарную машину или скальпель, мое предназначение начало раскрываться само по себе. Пришли молодые, талантливые, остроумные ребята, и сейчас мы движемся вперед вместе, скачем на нашей резвой лошадке. В условиях мировой глобализации малые народы, их культура и традиции исчезают. В России воспитание детей русифицируется, обычаи забываются. А мы через башкирские эпосы-баиры, старинные легенды и песни сохраняем национальную идентичность.

Семен Конторщиков, ударные: Я барабанщик, два года с ребятами играю, и я – единственный человек в группе, который не знает башкирского языка. Такая вот у меня национальная идентичность.

Радмир Исмагилов, перкуссия, битбокс: Сема – главный башкир в коллективе, православный конторщик, так и запишите. Ну, а я – перкуссионист и саундпродюсер, немножко пою, немножко играю на баяне. После армии несколько месяцев думал, чем бы интересным заняться. Как-то Ринат пригласил меня на репетицию группы «Аргымак», и на следующий день я уже поехал с ними на концерт в Стерлитамак.

— Про Вас, Радмир, легенды ходят, что вы самый веселый человек в группе.

Радмир: Это так, я – супер, и все подтягиваются.

— В интернете особой популярностью пользуется ваш трек «Башкирское регги», хотя «Аргымак» официально именуют этно-рок группой.

Ринат: Когда мы начинали, то делали акцент на альтернативном и тяжелом роке. А сейчас мы играем «этно-всё».

Радмир: спид-гараж, рейв-транс (хохочут).

Ринат: В нашем репертуаре есть и регги, и кантри, и лаунж, и эмбиент. Так что от приставки «рок-» пора бы отказаться и называться просто группой «Аргымак».

— Как вы выбираете, в каком стиле аранжировать ту или иную народную песню?

Ринат: Содержание диктует форму. Если песня про батыра, богатыря, который на войне врагов крушил, и, цитируя эпос-баир – «на лице его блистает слава, много земель он покорил» – в стиле лаунж ее не сыграешь. Значит, это рок. Если в тексте – озеро, лето, веселье, песня позволяет эксперименты в стиле регги. Ели речь идет о красоте природы, горах, летящих беркутах – тема лаунжевая. В духовной музыке больше звучат народные инструменты.

— Компьютерам с гитарами нет места в религиозной музыке?

Ринат: Отчего же, есть. Совсем недавно мы сделали трек, посвященный знаменитому на весь мир мусульманскому шейху Зайнулле-ишан Расулёву, который имел суфийский статус «Кутб-аз-Заман» («Полюс времени»). Мы исполнили фрагмент его поэмы как сказание. Раньше акыны брали думбыру (национальный струнный щипковый инструмент – прим.) и пели эпосы, духовные тексты в речитативной манере. Можно сказать, это были первые рэперы. На границе Башкортостана и Казахстана или Киргизии они встречались и обменивались песнями, спорили, подкалывали друг друга – устраивали своего рода баттлы. Вот и мы современный эпос-кубаир превратили в речитатив, правда, в духе не R’n’B, а хардкора: это рок-ритм и жесткая читка, с компьютерными звуками и продирающим до кишок басом.

100 лет назад Зайнулла Расулёв предупреждал о разрушительной силе таких мусульманских течений, как ваххабизм, салафизм, об источнике терроризма, который теперь все называют исламским, хотя ислам здесь совсем ни при чем. В жесткой аранжировке этот текст доступен молодежи. На концертах у студентов и школьников вдруг открываются глаза, они говорят: «Круто, я почувствовал себя башкиром!» — и это наша маленькая победа. А если учитывать, что в 2016-17 годах мы объездили 40 школ, давали по 3-4 концерта в день, охватывая до 1500 детей, победа не такая уж и маленькая.

— Вы стали в 2015 году филармоническим коллективом, как это изменило вашу жизнь?

Ринат: Многие относятся к этому статусу как к рутинной работе: надо по районам ездить, план закрывать. Мы же изначально ставили перед собой просветительские цели, ездили по районам и самым далеким деревням сами, за свой счет, иной раз уходя в минус. И сейчас продолжаем, только обеспечение машиной, водителем, бензином и зарплатой лежит на плечах государства.

— В Башкортостане вы занимаетесь проповедью национального самосознания. А что будете проповедовать в Петербурге, что понесете в наши массы?

Ринат: Мы познакомим вас с нашим национальным наследием, с одним из цветов в букете российских народов. Для нас это важный момент. Башкортостан знают по Шевчуку, Земфире, Шаляпину, Нурееву…

— Не так уж мало!

Ринат: Но мы хотим гораздо большего. Мы работаем над нашим коллективом как брендом республики. К примеру, говоришь Rammstein…

Радмир: …и все думают – это Башкортостан! (хохочут)

Ринат: Мы представляем не только музыку, но и национальные продукты: одежду, войлок, кумыс, мёд.

— У вас хватает на это сил и времени?

Ринат: А как же. Мы проводим в Уфе фестиваль кумыса, на котором есть продукты со всей республики, национальные игры и конкурсы, концертные программы. Мы также неофициально помогаем большому этно-фестивалю «Сердце Евразии»: прослушиваем музыкантов, которых встречаем в поездках, связываем их с организаторами. Мы занимаемся развитием событийного туризма и общественной деятельностью.

Шаура Юмагузина, директор группы «Аргымак»: Но сейчас для нас главное – убедить петербургских зрителей в том, что народная музыка не архаична. Она не осталась в прошлом, а наоборот развивается вместе со временем и со всеми нами.