На Шукшинском, юбилейном 25-м кинофестивале в Барнауле «Дневник поэта» был отмечен за режиссерскую работу. Известный башкирский режиссер Булат Юсупов рассказал о кинофестивале и планах на будущее.
— Ваши впечатления от кинофестиваля?
— Замечательные! Он стартовал в Барнауле 18 июля, а завершился на горе Пикет в Сростках 22 июля. Культурная программа была широкая: площадки разбросаны по всему Алтайскому краю. Традиционно торжественная церемония открытия, красная дорожка и творческие встречи со знаменитостями прошли в Барнауле. Среди почетных гостей были Ирина Купченко, Ольга Прокофьева, Борис Галкин, Игорь Петренко, дочь Шукшина Ольга. Лидия Федосеева-Шукшина не приехала, ей нездоровилось.
Было представлено немного картин, но очень крепкие, со смыслом. Наград было немало, как водится, за актерское мастерство, лучший сценарий, зрительская симпатия и по другим номинациям. И для меня очень важно, что на родине Василия Макаровича, который для людей кино все равно, что Пушкин для России, я получил приз за лучшую режиссерскую работу.
— Как вам Алтай? Природа похожа на нашу, башкирскую?
— Там больше равнины, природа богатая, но мне ближе наша, родная. Отметил для себя большой интерес алтайцев к своей культуре, истории и архитектуре, и с какой бережностью они их сохраняют.
— Вам близок Шукшин? Может, вы что-то от него переняли?
— Безусловно, это глыба – и его режиссерские работы, и актерские, читал его рассказы. Нельзя сказать, что перенял что то конкретное. Но его начитанность, внимательное отношение к персонажам и требовательность к деталям, а главное – желание рассказывать о своей малой родине – это мне очень близко. Шпаликов, Шукшин и Тарковский – вот три столпа кинематографии, на которых я хотел бы равняться. Кстати, Шукшин и Тарковский были однокурсники.
— Видела интервью, в котором современник Василия Макаровича не верил в его искренность и говорил: «Хитрый мужичок в кирзовых сапогах быстро смекнул, на чем можно въехать в кинематограф и эксплуатировал деревенскую тему»…
— Скажу так. Свой первый гонорар в 3 с половиной тысячи рублей он отправил матери, чтобы та купила себе дом. Его мать всю жизнь работала: содержала хозяйство, а еще шила и у ней стриглись все Сростки. Это мне очень близко – тема матери, природы, малой родины и нежелания, невозможности «отпочковаться» от своих корней. Он говорил, что если бы была такая возможность, работал бы и снимал только на Алтае. А вот что удивительно, фильм «Печки и лавочки» односельчане раскритиковали, сказали, что они не такие. Есть, конечно, в его картинах ляпы, но это такая малость по сравнению с передачей атмосферы какой-то щемящей тоски, искренней любви к родным березкам.
— Шукшин замечательно сыграл свою последнюю роль – Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». У вас есть задумки снять что-нибудь на военную тему?
— Такой сценарий есть – по Шаймуратову, но для его реализации должны сойтись планеты. Как это стало с фильмом Бондарчука: он, Шукшин и Шолохов. Ведь какая удивительная у него история: он был приурочен к 75- летию Победы, а ведь фильм про отступление! Они приезжали в Вешенскую, советовались с Шолоховым. И только гений Бондарчука смог создать такую картину.
Сценарий написал Флюр Галимов, сценарий был написан в рамках мой сценарной лаборатории в 2021 году. Сценарий не только раскрывает легендарного комдива, но и человеческие судьбы 112-ю Башкирской кавалерийской дивизии. Когда начинаешь изучать ее историю то приходит немыслимое понимание всего трагизма. А в ближайших планах снять фильм под рабочим названием «Фарзана идет на запад», с ним мы планируем заявиться в конкурс грантов главы Республики для кинематографистов. В основе – уникальная история. Апрель 1944 года/ Пятнадцатилетняя деревенская девушка – Фарзана, становится участником миссии по спасению от голода жителей освобожденной Украины. Десятку молодых ребят и глубоких стариков руководством БАССР поручено доставить пешком стадо из 400 коров в далёкую Ольховку. Юная Фарзана становится душой их мирного войска, сохраняя в дальнем походе его боевой дух. Война далеко, но её отголоски становятся преградой на их пути… Хотелось рассказать о тех, кто в поле и у станка ковал Победу.
— Вы потому и взялись экранизировать «Дневники поэта»?
— Да, мне был очень интересен Рами Гарипов как личность, тем более что он и мой отец – народный поэт Башкортостана Тимер Юсупов дружили, к сожалению, он не увидел фильма… Мы оба окончили московские вузы и вернулись на свою малую родину. У обоих была мечта — создать на родном языке настоящее произведение искусства, чтобы земляки гордились.
Я хотел передать его становление не только как поэта, а становление его как личности, человека. И его личная история очень мне близка. Я по окончании ВГИКа в 1996 году вернулся на родину и по сей день развиваю наш национальный кинематограф и для меня это важно. И Рами Гарипов так же вернулся домой после Литинститута и занимался не только своим творчеством, но и обогащал родную литературу переводя на башкирский язык образцы русской и мировой литературы. Он был своеобразным цивилизатором. И поэтому все что связано с такими людьми, кто формирует культуру и посредством культуры формирует будущее мне как режиссеру очень важны. Так и Василий Шукшин его мир и творчество из 20 века формирует поколения 21 века. Формируют его ценности и то каким должен быть человек.
Ирина ШИПУНОВА